Информация о движении

 

СКАЧАТЬ

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Детское движение Республики Саха (Якутия) –

пример для других регионов

 

Якутия всегда отличалась особым подходом к работе с детьми и подростками. Забота о будущем поколении возведена в ранг государственной политики Республики Саха (Якутия).

Дальновидная политика руководства республики позволила, несмотря на перипетии истории,  сохранить за последние 25 лет в Якутии детское движение как самостоятельное общественное формирование – флагман воспитания будущих граждан Республики Саха (Якутия).  

В нашей республике 1 июня 1990 года Областной Совет пионерской организации был реорганизован в Совет детских организаций. А с 1992 года Совет детских организаций Якутии был реорганизован в общественную организацию – Союз  детских  общественных  объединений  Республики Саха (Якутия) как преемник  Якутской  областной  пионерской  организации и зарегистрирован в Министерстве юстиции – первым среди Советов детских организаций на всей территории России. 

Союз  детских  общественных  объединений  Республики Саха (Якутия) стал инициатором  и  принял активное участие в разработке наиболее  значимых  для  детей  республики  документов,  таких  как  Программа  развития  личности  ребенка,  путем  приобщения  его  к  родной  культуре  «Эркээйи»,  Закон  Республики  Саха  (Якутия)  «О  правах  ребенка», постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке детских общественных объединений Республики Саха (Якутия)», Концепция  развития  детских  общественных  объединений в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).

Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) с 2001 года является действительным членом Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО, г. Москва).

Новым этапом в развитии и становлении детского общественного движения республики  стало создание в 2013 году Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур»), когда юные лидеры выступили с инициативой об объединении всех детей республики в одну большую дружную семью. Идею принял и поддержал Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. Главным принципом нового масштабного детского движения стало партнерство государства и детских общественных объединений во благо воспитания юных поколений якутян в духе гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности.

Глава Республики Саха (Якутия) в 2015 году в послании республиканскому парламенту отметил правильность и

Считаем, что создание Единого детского движения Республики Саха (Якутия) является первым региональным опытом Российской Федерации в области создания современной модели детского движения через общественно-государственное взаимодействие на основе Межведомственного плана реализации первоочередных мероприятий, предусмотревшего организационные, правовые, методические, кадровые и вопросы материально-технического обеспечения детского движения.

Однако важным шагом в развитии Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») под эгидой Главы Республики Саха (Якутия) стало принятие стратегического документа – Концепции развития детского движения в Республике Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2015 г. №671-р. Цель концепции – определение общей стратегии и разработка комплекса мер в области государственной координации и поддержки развития детского движения в Республике Саха (Якутия).

Меры, принимаемые Главой и Правительством Республики Саха (Якутия), должны обеспечить благоприятные условия для массового вовлечения детей и подростков в детское движение республики, путем реализации республиканских социально значимых программ, воспитания у юных якутян активной гражданской позиции, усиления патриотического воспитания. Это, в свою очередь, приведет к увеличению позитивной активности детей и подростков, к повышению заинтересованности в личностном росте, укреплению самодисциплины, интересу к участию в образовательном процессе и снижению роста негативных проявлений.

 

«Стремление»: единое движение,

единая программа

 

Идея развития детского движения, направленная  на формирование личности, позволила  в 2014 году авторской группе Единого детского движения «Стремление («Дьулуур») разработать комплексную программу, включающую 3 подпрограммы развития ребенка по возрастным группам: «Следопыты» (для детей от 8 до 10 лет), «Искатели» (с 11 до 14 лет) и «Новаторы» (для детей от 14 до 17 лет). Программа была поддержана педагогическим и родительским сообществом республики, лидерами и активистами детских общественных объединений, одобрена Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерством образования Республики Саха (Якутия).

Комплексная трехуровневая программа разработана не только с учетом возрастных особенностей развития ребенка, но и с позиции, озвученной Президентом Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым в Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 23 января 2013 года,  в частности о необходимости «развития единого массового детского движения  как части системы воспитания детей и подготовки конкурентоспособных кадров будущего республики» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. №761, где в орбиту внимания включаются процессы устойчивого социального развития подрастающего поколения, формирования социально зрелой личности, воспитания самостоятельности и самодеятельности.

При составлении комплексной трехуровневой программы большое внимание было уделено вариативности и гибкости выбора направлений и подпрограмм детьми – участниками Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») Республики Саха (Якутия). Когда мир меняется быстрыми темпами, вслед за этим для наших детей открываются новые увлекательные направления и занятия. Как отмечают ведущие ученые-исследователи детского движения страны (А.В. Волохов, М.И. Рожков, И.И. Фришман), нв федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», где ребенку дается возможность выбрать походящую программу, соответствующую интересам  и потребностям.

При составлении данной программы проведен сравнительный анализ основополагающих документов детских общественных объединений регионов Российской Федерации и стран СНГ.  Также были использованы технологии, разработанные нашими коллегами – Федерацией детских и подростковых организаций Республики Татарстан (книга В.А. Дергунова «К истокам гражданственности»: часть I., II.Социально-педагогические основы движения юных граждан «Наследники»).

В соответствии с программой разработаны символика и атрибутика детского движения. Так, эмблема представляет собой круг, внутри которого изображено священное дерево народа саха Аал-Луук-мас, символизирующее единство и понимание. Флаг детского движения изображает спирали из фигур детей, тянущихся к лучам солнца. Талисман – голубоглазый щенок сибирской лайки по кличке Дьулус. У него доброе и отважное сердце, способное раскрыться для всех друзей из разных уголков республики. Символика и атрибутика движения являются началом дружбы, мира и добра, единства и сплоченности детских объединений.

Возможно, словосочетание «единое детское движение» может некоторых насторожить: если речь идет о  «едином», то подразумевается, что все должны быть одинаковыми. Нет. Речь идет о том, что Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) вышел на качественно новый уровень. Если  вначале при обсуждении этой проблемы в среде практиков говорилось только об общественных инициативах, то в настоящее время при поддержке Главы Республики Саха (Якутия) и государства можно выстраивать нормативно-правовое поле, межведомственные связи, структуру взаимодействия.

Таким образом, в единстве детские общественные объединения могут стать фундаментом и силой, одной из наиболее  действенных структур институтов гражданского общества.

 

Профессионализм кадров – потенциал развития

детского движения

 

Большое внимание уделяется  кадровой подготовленности и профессионализму  лидеров детского движения, педагогических работников – руководителей общественных объединений.

Местами базирования, функционирования и развития детских общественных объединений являются образовательные организации, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения. В каждом улусе, городе республики есть инициативные педагоги, возглавляющие или желающие возглавить новые первичные детские сообщества. По состоянию на  2015-2016 учебный год, по мониторинговым исследованиям Министерства образования Республики Саха (Якутия), предусмотрено  1003 штатные единицы для организации детского движения в 625 образовательных школах (из них – 126 педагогов на ставках старших вожатых, 179 педагогов-организаторов, 415 педагогов дополнительного образования, 283 заместителя директора по воспитательной работе).

Тесная работа проводится с муниципалитетами для  организации работы на местах. За прошедший год  было осуществлено  более 20  выездов в муниципальные районы республики. Каждый выезд сопровождался встречей с руководством, общественностью районов. Итог работы – в 24  муниципальных районах и городских округах назначены ответственные из числа заместителей глав по социальным вопросам по координации деятельности детского движения, в 28 – созданы советы по развитию детского движения при главах муниципальных районов, в 12 районах приняты Концепции развития детского движения.

Важно отметить усилия глав муниципальных образований по  поддержке  детских общественных объединений. К примеру, в Горном, Мегино-Кангаласском и Амгинском улусах установлены гранты главы  детским общественных объединениям. Отрадно, что главы начали внедрять в практику традиционные встречи с активом детских общественных организаций улуса. В Ленском, Амгинском,  Верхневилюйском районах идет работа по принятию муниципальной межведомственной программы по развитию детских общественных объединений с годовым финансированием не менее 200 тысяч рублей.

Из года в год расширяются масштабы и формы проведения различных мероприятий, направленных на организацию  досуговой занятости  детей, подростков; расширение географии и увеличение количества  участников  детского движения. В 2015 году Советом движения «Стремление»  всего было проведено 86 мероприятий  с общим охватом около 30 тысяч детей – лидеров и активистов детских общественных объединений и более 4,5 тысяч взрослых –  руководителей детских общественных объединений, педагогов образовательных организаций, вожатых-студентов.

 

Детское движение республики – представление 

интересов подрастающего поколения

 

Реализуя свои многочисленные проекты и программы, детские общественные объединения решают своими собственными методами вопросы формирования гражданской позиции детей и заботливого и ответственного отношения к социальному окружению, через пропаганду идей патриотизма и сотрудничества. Деятельность любой детской общественной  организации строится, прежде всего, на принципах добрых дел и пользы обществу.

Сегодня детское движение республики представлено многочисленными  детскими, подростковыми и юношескими объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, добровольчества, экологического, патриотического воспитания и других направлений деятельности. Их основная цель – воспитание патриота, гражданина своей родины через самоактуализацию, саморазвитие личности ребенка, через приобщение к значительным социокультурным ценностям, через включенность в социально значимую деятельность. 

По состоянию на 2015-2016 учебный год движение объединяет 759 детских общественных объединений, участниками которых являются 78 476 детей и подростков, что составляет 58,6 % от числа детского населения Республики Саха (Якутия) с 8 до 18 лет. В 16 районах республики имеются крупные детские общественные объединения, численностью от 1200  до 5000 детей, работающие с образовательными учреждениями. Так, в Нюрбинском – «Ньурба эрэлэ», в Мегино-Кангаласском – «Мэҥэ кэскилэ», в Намском – «Чолбон», в Нерюнгри – «Содружество», в Чурапчинском – «Чурапчы кэскилэ», в Таттинском – «СИТИК», в Эвено-Бытантайском – «Уямкан», в Амгинском – «Амма кэскилэ», в Верхневилюйском – «Сомоҕо». Заслуженный авторитет имеет Детское движение «Юный горожанин» города Якутска, насчитывающее 12589 детей и подростков, состоящих в 50 детских общественных организациях.

Одной из составляющих  дальнейшего развития детского движения в республике является организация  сотрудничества с иными детскими объединениями Российской Федерации и других стран.

Налажены партнерские и дружеские связи с федеральным центром – Международным союзом детских общественных объединений «СПО-ФДО» (г.Москва), региональными детскими организациями Республики Татарстан, Марий Эл, Костромской и Новосибирской областей, Алтайского края, научно-методическими центрами Всероссийских детских центров «Океан», «Орленок».

Нашу республику с рабочими визитоми посетили заместитель председателя СПО-ФДО, заместитель директора Института РАО,  доктор педагогических наук, профессор Ирина Фришман, председатель Федерации детских и подростковых организаций Республики Татарстан, кандидат педагогических наук Владимир Дергунов, заместитель директора Костромского областного дворца детей и молодежи Татьяна Асафова, руководитель Региональной детской общественной организации «Пионеры Башкортостана» Республики Башкортостан и другие.

Обмен мнениями специалистов в области развития детского движения, рабочие встречи и обучение кадров, работающих с детьми – являются залогом успешного решения государственной задачи по воспитанию подрастающего поколения настоящими гражданами своей республик и страны.

 

Развитие детского движения – приоритет государственной

социальной политики 

 

В целях совершенствования реализуемой в Республике Саха (Якутия) государственной социальной политики 13 августа 2013 года за № 2206 был издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики», где одним из приоритетных направлений государственной поддержки некоммерческих организаций определено развитие детского движения.

По Указу Президента Республики Саха (Якутия) № 2103 от 14 июня 2013 года создан Совет по развитию детского движения при Главе Республики Саха (Якутия). Деятельность Совета направлена на развитие государственно-общественных механизмов поддержки социального творчества и инициативы юных граждан; укрепление нормативно-правовой базы в сфере детства, образования и воспитания, детских и молодежных общественных объединений; разработку программ и положений по развитию детского движения в республике.

В целях воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей, совершенствования детских и юношеских тематических изданий для детей и юношества, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения, по распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) №543-рп от 4 июля 2013 года, создано Государственное автономное учреждение «Детское издательство «Кэскил» на основе действующих республиканских газет для детей «Кэскил», «Юность Севера», журналов «Чуораанчык», «Колокольчик».

 По распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 января 2014 года № 30-р Республиканский детский центр «Кэскил» переименован в Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения, в котором действует отдел развития детского движения, насчитывающий 3 сотрудника. Отдел направил свои силы на разработку образовательных программ и методик по работе с детскими общественными объединениями в образовательных организациях; ведение мониторинга и статистики количественного и качественного состава детских сообществ; укрепление материально-технической и правовой базы в сфере детского движения; подготовку и переподготовку кадрового корпуса.

Стало доброй традицией празднование 5 декабря Дня детского движения в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова от 6 марта 2014 года № 2526. В рамках празднования Дня детского движения ежегодно принимается план мероприятий Декады детского движения, в который входят такие ключевые мероприятия, как: организация и проведение сборов, «круглых столов»,  встреч, конкурсов и семинаров,  встречи  лидеров детских общественных объединений, детский гражданский форум и т.д.

В целях формирования общественной и социальной активности детей в Республике Саха (Якутия)  по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2015 г. №671-р была утверждена Концепция развития детского движения в Республике Саха (Якутия) и принят План мероприятий по реализации Концепции развития детского движения на 2015-2017 годы, в котором определены ответственные исполнители:  Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия).

Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) в 2014 году на коллегии учрежден ведомственный знак «Дьулуур» для поощрения наиболее отличившихся лидеров и активистов детских общественных объединений.

Рабочей группой Правительства Республики Саха (Якутия) начата кропотливая работа по разработке проекта закона «О детском движении в Республике Саха (Якутия)». Закон должен стать фундаментом для комплексного решения насущных проблем детского движения на системной и плановой основе,  таких как:  статус членов детских общественных объединений, а также руководителей детских общественных объединений, их права, обязанности, ответственность; механизмы формирования инфраструктуры детских общественных объединений, включая предоставление детским общественным объединениям объектов (помещений, зданий, строений, сооружений) и иного имущества; осуществление мониторинга и статистических наблюдений в области развития детского движения, определение комплексных мер поддержки детских общественных объединений, подготовка и обучение кадров в сфере детского движения.

Участие Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) в развитии детского движения, существующая нормативная база по мерам государственной поддержки СДО, большое внимание общественников, педагогического и родительского сообщества – залог достигнутых результатов  детского движения и перспектив его развития.

 

Детские общественные объединения –

фундамент гражданского общества

 

Справедливо рассматривать детские общественные объединения как важную ступень демократии, на которой происходит освоение азов гражданственности, развиваются общественные качества личности. Детские объединения – это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности, закономерное социальное, динамичное, многоуровневое явление. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями.

Принципиальным отличием современных детских общественных объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность.  Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус (пионерская организованность была «размыта» по различным социальным структурам общества: органы народного образования, профсоюзы, ВЛКСМ и др.).

Социально-педагогический потенциал детских общественных объединений представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина. Только доверием к детской инициативе и реальным включением детей и подростков в общественные процессы могут быть укреплены основы гражданского общества, сформирована реальная общественная практика подрастающего поколения.

Таковы на современном этапе требования, которые изложены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Переход от мира, в котором мы живем, к качественно ново­му обществу, где считаться с мнением детей станет обычной практикой, требует от всех участников этого процесса – детей, взрослых, семей, городов и организаций овладения новыми навыками. Участие детей – одно из средств построения демо­кратии и одновременно норма, позволяющая определить уро­вень демократичности общества.

 

Социально-педагогические основы

детского движения республики

 

Участники программы. Участниками программы могут стать ребята, живущие в одном доме или на одной улице, одноклассники, школьные товарищи, неформальные группы подростков, детские общественные объединения или союзы (ассоциации, федерации), члены кружков, студий, секций.  Одним словом, все дети.

Подпрограмма «Следопыты». Ребята от 8 до 10 лет (со II по IV классы) объединяются в группы следопытов, где развивают наблюдательность и смекалку, осваивают полезные умения и навыки, учатся правильно вести себя на природе. Ориентировочной программой саморазвития следопытов является комплексная программа «Спутник следопыта», включающая задания трех следопытских ступеней – «Шаги», «Истоки» и «Тропинки». Следопытам предлагается на выбор освоение ряда специальностей («Друг природы», «Знаток игр» и т.д.). Следопыты носят галстук зеленого цвета и членский нагрудный значок участника Единого детского движения «Стремление» Республики Саха (Якутия).

Подпрограмма «Искатели».

«Искатели  родного края». С 11 лет (начиная с V класса) ребята могут участвовать в программах детского движения «Искатели». Участие может быть индивидуальным или коллективным. Программы направлены на раскрытие самобытной истории и культуры республики, посильное включение ребят в решение актуальных вопросов своего родного села или города. Комплексная программа «Путь искателя» предполагает овладение специальностями, выполнение заданий, участие в походах и акциях. Искатели родного края носят галстук оранжевого цвета и членский нагрудный значок Единого детского движения «Стремление» Республики Саха (Якутия).

 «Искатели  Отечества». С 12 лет (начиная с VI класса) ребятам предлагается работа по программам «Искателей Отечества».  Юные граждане должны знать и гордиться достижениями своей страны, быть патриотами родины. Искатели стремятся внести свой посильный вклад в сохранение и развитие культурной преемственности поколений. Искатель – сын, друг, ученик, гражданин.

Подпрограмма «Новаторы». Программа предназначена для детей от 14 до 17 лет (с VIII по XI классы) и состоит из 8 направлений. Каждый подросток может выбрать для себя самое интересное и полезное.

«Я – рыцарь пера» объединит детей, интересующихся журналистикой и литературной деятельностью. Участники будут заниматься изданием школьных газет и журналов, подготовкой радио и телепередач, ведением школьных сайтов. Сегодня каждая детская общественная организация должна иметь свои средства массовой информации.

«Я – наследник земли Олонхо». В этом направлении дети через игры, конкурсы, состязания и экскурсии по памятным местам будут активно изучать историю, культуру, языки, традиции и национальные виды спорта народов Якутии. Цель направления – воспитание настоящих патриотов.

«Я – кузнец творчества». Это направление  для ребят, которые хотят и могут создавать красивые и необычные изделия своими руками. Здесь они смогут раскрыть свой творческий потенциал, приобщиться к нравственной и художественной культуре, получить стимул для совершенствования навыков.

«Я – творец добра». Активист данного направления координирует и организует различные благотворительные акции, тимуровские выходы, социальные проекты и культурные мероприятия. Он учит своих сверстников быть доброжелательными, внимательными и заботливыми, формирует нравственные приоритеты.

«Я – юный правовед». Это направление для тех, кто хочет знать права и обязанности, также для будущих юристов, политологов, дипломатов и т.д. Здесь они будут учиться ораторскому искусству, полемике, дебатам, основам правоведения и политологии.

«Я – юный эколог». Участники этого направления будут изучать окружающую среду, инициировать и проводить субботники, акции по охране природы, туристические походы и экологические акции.

«Я – юный предприниматель». Основная цель направления – воспитание творческой, конкурентоспособной личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, предприимчивость, ответственность, способность  рассчитывать риски и принимать эффективное решение.

«Я – юный вожатый». Это направление для ребят, юных лидеров и будущих вожатых, которые заботятся о младших, хотят научить их чему-то новому и интересному. Здесь они будут обучаться вожатскому  мастерству и применять свои знания на практических занятиях.

Программа необходима для того, чтобы  укрепить связи взрослых и детей, обеспечить преемст­венность поколений. Образ Республики Саха (Якутия), заботящейся об окружающей природе, немыслим без юного поколения. По прогнозам специалистов, состав жителей республики значительно обновится. Коренные жители нашей республики всех национальностей могли бы вовлекать ребят, переехавших в Якутию, в детское движение. Здесь тоже необходим свой импульс. Им призва­на стать данная  программа.

Программа необходима для того, чтобы избавиться от локальности и разрозненности дейст­вий отдельных организаций, чтобы расширить мас­штабы участия позитивно ориентированных детских сообществ в социальной жизни республики. Деятельность отдельно взятого объединения, в рядах кото­рого десятки ребят, заметна лишь им самим. Деятельность со­тен, тысяч объединений станет значимой для республики.

Программа необходима для того, чтобы создать пространство для диалога взрослых организато­ров детских формирований и наполнить его конкретным содержанием. Наличие лишь своего плана сужает рамки действий и, в оп­ределенной мере, сдерживает инициативу и диалог с органи­заторами других объединений. Общая программа позволяет взрослому организатору и детям – участникам сообщества – не только проявить свой творческий потенциал, но и узнать об  инициативе других.

Программа, процесс ее реализации – основа для общего по­иска оптимальных технологий, для дискуссий о возможных пу­тях и границах ее развития.

Программа необходима для того, чтобы продемонстрировать возможности добровольного слу­жения родной Якутии  детей и их сообществ, проявить внимание и заботу о республике. Объединенные в процессе осуществления программы под­ростки, могут внести свою лепту в разработку идей детских ферм и кооперативов, технопарков,  бизнес-центров и банков, парков и скверов, ста­дионов и кинотеатров, клубов и семинаров, в создание соци­ально значимых для республики программ и  проектов.

Программа необходима для того, чтобы создать и утвердить в сознании жителей республики – взрослых и детей – привлекательный образ юного якутянина, способно­го знать Якутию, заботиться о Якутии, любить Якутию.

Участие в программе позволит определить объекты и со­здать карту мест, где необходима особая забота юных о тех, кто более всего нужда­ется в этом:  инвалиды, дети-сироты, хронически больные подростки и дети, одинокие старики, животные, скверы, парки, кладбища, памятники и т.д.  Продемонстрировать достижения юных умельцев, театралов, историков, эрудитов, спортсменов.

Программа необходима для того, чтобы взрослые – государственные и общественные деятели, родители, представители творческих организаций и сою­зов, спортсмены, народные мастера – могли изменить жизнь детей не только в их интересах, но и с их участием.

 

Новые задачи для совместных действий

 

Современные вызовы требуют  формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей и молодежи, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, законопослушное поведение. Для совершенствования государственной политики Республики Саха (Якутия), направленной на развитие и поддержку детских социальных инициатив и развитие детского общественного движения, необходимо учесть специфику работы с детскими общественными объединениями и разработать четкие механизмы с конкретными финансовыми и ресурсными составляющими. 

  1. Первостепенной задачей стоит вопрос развития детского движения путем разработки и принятия регионального закона. На сегодняшний день не определены понятия – статус членов детских общественных объединений, а также руководителей детских общественных объединений, их права, обязанности, ответственность; механизмы формирования инфраструктуры детских общественных объединений, включая предоставление детским общественным объединениям объектов (помещений, зданий, строений, сооружений) и иного имущества; осуществление мониторинга, статистических наблюдений и научных исследований в области развития детского движения; определение комплексных мер поддержки детских общественных объединений.
  2. Отсутствие системы финансовых, административных, кадровых ресурсов и материально-технической базы затрудняет развитие детских общественных объединений на муниципальном уровне. Для решения этой проблемы Правительству Республики Саха (Якутия) необходимо принять отдельную подпрограмму по поддержке детских общественных объединений в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия). Необходимо предусмотреть несколько вариантов финансирования деятельности детских общественных объединений  на районном (городском) и республиканском уровнях: субсидии районам (городам), субсидии и гранты детским общественным объединениям, расходы на организацию и проведение крупных ежегодных мероприятий, премии лучшим руководителям детского движения и т.д. 

При оказании государственной поддержки считаем необходимым учесть особенности формирования детских общественных объединений и их возможности для участия в конкурсном отборе на предоставление субсидий в виде грантов: 

Во-первых, барьер – возраст членов детских общественных объединений. Для детей школьного возраста сложным решением является разработка проектов (программ), ведение финансовых, юридических и организационных вопросов организации. 

Во-вторых, детское движение – это плановый и системный метод воспитания. Субсидии и гранты выделяются для поддержки или реализации одного конкретного проекта, при этом ежегодное предоставление денежных средств на реализацию одного и того же проекта (программы) с точки зрения методики предоставления субсидий и грантов не приветствуется. Реализация проектов (программ), мероприятий детских объединений требует долгосрочного финансирования, не ограниченного финансовым годом. 

  1. Возникла необходимость ресурсного обеспечения развития детского движения при республиканской поддержке. Основой для координации усилий республики в правовой, организационной, экономической, кадровой, методической и информационной сферах развития детского движения  может стать создание отдельного государственного учреждения бюджетного типа.

Опыт создания подобных учреждений имеется в городе Москва, где созданы Государственное бюджетное учреждение «Дом детских общественных организаций» и Государственное бюджетное учреждение «Научно-методический центр социально-воспитательной работы»; в Республике Дагестан, где имеется Государственное учреждение «Республиканский дом детских общественных объединений». 

Создание Государственного бюджетного учреждения при органе исполнительной власти Республики Саха (Якутия) обосновано необходимостью межведомственного подхода к развитию детского движения и является продолжением государственной политики по поддержке детских общественных объединений сложившейся в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день. 

  1. В этом году республика в третий раз отметит республиканский праздник – День детского движения в Республике Саха (Якутия). Это ежегодный праздник не только участников детского движения, но и профессионально занимающихся с детьми педагогов. В целях стимулирования и повышения социальной значимости, престижа педагогических работников, руководителей-общественников, работающих с детскими организациями, коллективами, сообществами, необходимо учредить премии Главы Республики Саха (Якутия) по 50000 рублей лучшим организаторам детского движения (в количестве 5 человек) ко Дню детского движения.
  2. В целях привлечения большего количества детей общественно-значимой деятельности и пропаганды идей детского движения необходимо провести долгосрочную Экспедицию детских общественных объединений под названием «Семь заданий Главы Республики Саха (Якутия)».

 

*  *  *

Сегодня мы создаем мир, в котором живут наши дети. Уверены, что сейчас подрастает поколение, готовое взять на себя ответственность за будущее родины. Молодое поколение креативное, мобильное, гибкое к переменам и смелое в действиях, готовое вести конструктивный диалог со взрослыми. Так давайте сделаем так, чтобы этот мир, который передаем детям – будущему поколению – был добрым, светлым и счастливым!

 

 

Охлопков Геннадий Иванович

председатель Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур»)

под эгидой Главы Республики Саха (Якутия), руководитель Якутского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной

детско-юношеской организации «Российское движение школьников»,

ответственный секретарь Совета по развитию детского движения

при Главе Республики Саха (Якутия), член Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» (г. Москва)